Еще одна концепция в китайской метафизике: У-син, пять движений ци. Этот принцип вначале мне казался настолько простым, что не заслуживал глубокого осмысления. Ну, действительно, что нам дают всего лишь пять элементов!?
Пять движений ци (энергий), их взаимодействие – одно из самых важных и постоянно используемых на практике в классических школах китайской метафизики.
Впервые у-син упоминается в Книге истории (4-ая книга конфуцианского Пятикнижия У-Цзин, 1-ая из них И-Цзин, Канон Перемен).
Взаимодействие пяти элементов, изменение их качеств используется в даосизме, духовных практиках (йоге, цигун), нетрадиционной китайской медицине, су-джок терапии, аюрведе и т.д.
Пять движений ци – это дерево, огонь, земля, металл, вода. Их взаимодействие в цикле порождения, разрушения, истощения, и противоугнетения описывает все процессы в организме человека, течении его жизни, в пространстве (доме) и мире в целом.
Дерево питает огонь. Огонь питает землю. В земле рождается металл. Металл поддерживает воду. Вода питает дерево.
Это цикл порождения.
Цикл порождения – это естественный, природный ход вещей. Баланс и гармоничный процесс. Например, так сменяют друг за другом сезоны: весна (дерево) — лето (огонь) — осень (металл) — зима (вода). Земле отведена особая роль межсезонья (апрель, июль, октябрь, январь — месяцы с землей в Земной Ветви. Подробнее об этом в статье «Время и Календарь).
Цикл разрушения:
Дерево разрушает, истощает корнями землю.
Земля останавливает воду.
Вода тушит огонь.
Огонь плавит металл.
Металл рубит дерево.
В практическом применении эти циклы очень важны. При возникновении цикла разрушения или истощения (когда рождаемого элемента слишком много, он истощает своего родителя), мы используем третий элемент, который «дружен» двум друг друга разрушающим. Например: чтобы «подружить» металл с деревом, необходима вода — топор под водой не рубит. Это целое искусство, соблюсти необходимый естественный баланс.